Обратная связь
crowdsourcing DARPA Enterprise 2.0 facilitator Gartner Google IBM idea management Imaginatik knowledge management open innovation social business Social Organization Social Platforms Spigit tacit knowledge wit-проект Witology Агенство стратегических инициатив бизнес-лига Деятельное сообщество инвестиции инновации кейсы коллективный интеллект команда Witology краудрекрутинг краудсорсеры краудсорсинг краудсорсинг-проект краудсорсинг-проекты краудфандинг менеджмент идей метаразум методология мотивация Национальная предпринимательская инициатива НПИ облачное предприятие облачные предприятия общественное благо открытые инновации отчеты предсказания приз производство знаний публикации краудсорсеров рынки предсказаний Сбербанк семинар синтеллектуальный краудсорсинг Социально-семантические сети Социальное предприятие социальные платформы социальные сети социальные технологии Социальный бизнес социо-семантическая сеть ТеМП фасилитатор футбол эпоха социализации и коллаборативизации

От облачных предприятий к трехмерной печати

Просмотров2025
Комментариев25

07ab546cb1c5b281a12fa3d9a03c0449.jpg
3D-сканер помог изучить форму пиалы, а 3D-принтер - скопировать ее. Прототип обожгли, получив такую же пиалу. Фото: John Balistreri

В посте «Главный вопрос о Witology» говорилось, что Witology предлагает новый способ производства знаний на «облачных предприятиях». Наверняка, этот новый способ производства знаний многим покажется просто фантастикой. Так обычно и бывает, когда новый способ производства не вписывается в существующую парадигму. И если в области нематериального производства это еще хоть как-то представимо (хотя и с трудом, и с изрядной долей сомнений), то в области материального производства даже просто представить такое очень трудно.

Тем не менее, на подходе и новые способы материального производства. Если кто-то в этом сомневается, прочтите свежий номер в Economist. В нем рассказывается о новом, революционном способе материального производства, который в ближайшие 10-15 лет изменит всю мировую экономику. Называется он «аддитивное производство», а в народе зовется попросту «трехмерная печать».

Работает эта «трехмерная печать» так же просто, как и двухмерная. Только на выходе у «трехмерного принтера» не текст или картинка, а трехмерный объект — например, кастрюля или скрипка. Если у вас есть цифровая модель, описывающая этот объект в виде сотен, а то и тысяч слоев, то «трехмерный принтер» склеивает этот объект слой за слоем из материала, заправленного в принтер на манер тонера.

Если кто-то думает, что это полная фантастика, то сильно ошибается. Такие принтеры изготавливают объекты из металла, пластика и резины, и на подходе еще с десяток материалов. И стоить этот принтер уже не дороже лазерного принтера в 1985 году. А лет через 10 он будет, скорее всего, не дороже сегодняшнего лазерного принтера и станет привычным инструментом производства во многих офисах, частных домах и квартирах.

Если кто еще не успел понять, что «аддитивное производство» произведет такую же революцию в области интеллектуальной собственности на материальные объекты, как это произошло с цифровой музыкой, кино, книгами и т. п., то сообщаем — интеллектуальной собственности на большинство материальных объектов придет каюк. Какая же тут интеллектуальная собственность, если цифровые чертежи на что угодно можно бесплатно скачать с торрента и за 30 минут произвести у себя на столе.

А еще придет каюк глобальной экономике, основанной на производстве в странах с дешевой рабочей силой. И экономике таких стран (тому же Китаю) тоже придет каюк. Ведь производить массовую дешевую продукцию от винтов и гаек до ботинок и трусов теперь сможет каждый. Причем трусы будут по чертежам Gucci, а стоить будут дешевле китайских подделок (поскольку стоимость будет включать в себя только стоимость «тонера»).

Так что «облачные предприятия» по сравнению с «аддитивным производством» уже совсем не смотрятся фантастикой. Просто мир становится совсем иным. И нужно начинать к этому привыкать. Поскольку мир находится на пороге глобальной технологической


  • Опубликовать в Facebook
avatar

Sergey Karelov

Соучредитель и CTO Witology
0
conti999
2 Декабрь 2013
Авторы Ё-мобиля сообщают , что" кузов будут делать в виде одной детали и вес, за счет композитного, наполненного полипропиленом материала не будет превышать 140 кг. Именно из-за своего «монолитного» вида кузов при аварии нельзя будет ремонтировать — придется менять полностью. Но зато стоить это будет не дороже сотни евро. И коробиться при столкновении он тоже не будет, поскольку сможет поглощать энергию удара, не нарушая внутренней геометрии". Не трехмерную ли печать и 3D принтеры собираются использовать создатели Ё-мобиля?
Ответить Ссылка 0
0
Danov
2 Декабрь 2013
Точно не трехмерную печать. Это дорого. Скорее всего вакуумное литье. Кузов планировали делать из базальтового волокна пропитанного смолами.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
Точно не трехмерную печать. Это дорого. Скорее всего вакуумное литье. Кузов планировали делать из базальтового волокна пропитанного смолами.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Новости трехмерной печати. :) Похоже она действительно становится массовой технологией. Фритц Морген пишет в своем блоге (http://fritzmorgen.livejournal.com/376002.html

1. Трёхмерный принтер

Наши роботолюбители смастерили на коленке из разного металлолома самый настоящий трёхмерный принтер. Как будете читать историю его создания, непременно прочтите ещё и комментарии снизу, планы впечатляют:

http://rn3aoh.net/archive/2011/02/16/nanotexnologii-nanosyat-otvetnyj-udar/

Если вкратце, то потратив всего несколько сотен долларов московские кулибины получили полностью работоспособный 3D-принтер и теперь печатают с его помощью разные предметы. Например… шестерёнки для этого самого принтера (на фото к посту) и разные хитрые детали для следующей, усовершенствованной модели принтера.

Вы спросите, зачем трёхмерные принтеры нужны?

Во-первых, для печати разного рода запчастей. Приехали вы в автосервис, там нашли у вас неисправную деталь, тут же напечатали новую и установили.

Во-вторых, для создания всяких механизмов в мастерских. Например, корпусов для приборов.

И, главное, для исследований. Например, американцы с помощью 3D-принтера учатся печатать… человеческую кожу:

http://habrahabr.ru/post/114324/

Повторюсь — себестоимость изготовления 3D-принтера — несколько сотен долларов. Подробная wiki по «свободному» принтеру RepRap лежит вот здесь:

http://reprap.org/wiki/Main_Page

Если бы я был миллионером, я бы сейчас выделил пару сотен тысяч долларов на производство таких принтеров: по тысяче-другой долларов за штуку они бы разлетались как горячие пирожки. Однако, думаю, дела пойдут и без моих денег. Помните, как в начале девяностых студенты собирали Спектрумы на продажу? Не удивлюсь, если по той же схеме будут распространяться и первые трёхмерные принтеры.

Кстати, вот видео, на котором китайский 3D-принтер (цена — $2'500) печатает подшипник:

http://www.youtube.com/user/pp3dp#p/a/u/2/GOEbZ98J1Ks
Ответить Ссылка 0
0
Алексей Кулай
2 Декабрь 2013
Yes! 3D printing in metal for everybody
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
Вадим, гран мерси! В этом посте мы, точно, уже соавторы :))
Отличный контент Вы подкатили.
Но мне больше всего нравится обыденность sales proposal:
US$2690 Only!!!... http://www.pp3dp.com/
По мне, так это самый верный признак, что эта технология - уже реальность :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Раз уж меня назначили почти соавтором :), то вот еще новость:

"Энтони Атала (Anthony Atala) прямо на сцене в прямом смысле этого слова распечатал человеческую почку. Машина, созданная в одном из исследовательских медицинских институтов США, умеет создавать трехмерную модель необходимой для трансплантации почки и воспроизводить ее из совсем маленького кусочка настоящего органа.

"Это как пироги печь!", – восклицает воодушевленный работой принтера Атала. И ему есть чему радоваться. Первая сгенерированная машиной почка была пересажена 10 лет назад молодому человеку по имени Люк, который тоже появился на выступлении и рассказал зрителям, как трансплантант сохранил ему жизнь. Потребность в такой машине вообще довольно велика, ведь огромное количество людей стоит в очереди на трансплантацию и абсолютное большинство из них ждет именно почку."
http://webplanet.ru/news/research/2011/03/04/ted2011.html%29

Скоро и трусы на коже наращивать будем. :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
Вадим, отличная работа! (гонорар будем делить пополам :))
Мне остается лишь порекомендовать читателям посмотреть два видео по сабжекту:
http://www.ted.com/talks/lang/en/anthony_atala_growing_organs_engineering_tissue.html
http://blog.ted.com/2010/01/21/growing_organs/
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Danov
2 Декабрь 2013
Слишком нереальные выводы. Массовое производство всегда дешевле штучного. Наглядный пример - можно сравнить себестоимость печати листа на принтере и в типографии. Навскидку, отличие раз в десять и более. Поэтому выводы о крахе мировой экономики преждевременны. Никто не отдаст продукты питания и энергоресурсы в руки населению. И прежде всего потому что это инструменты регулирования всех аспектов жизни социума.

Хочешь купить трусы по дешевке - в магазин, Хочешь трусы от бренда напечатать за приличную стоимость (провайдерам за ресурсы, а не бонус художнику) - к принтеру. Провайдеры будут отпускать ресурсы под тотальным контролем, чтобы народ не печатал, то что не следует.
Ответить Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
/// Массовое производство всегда дешевле штучного
Несомненно. Но в данном случае все зависит от того НАСКОЛЬКО это дешевле. И если эта разница оказывается меньше стоимости логистики и пересылки, то привет массовое производство.
А что народ так и так останется без трусов - это точно :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
В принципе "аддитивное производство" (послойное, поэлементное) известно с доисторических времен. Начиная с тех же глиняных горшков (или слоеной булатной стали или вязаных вещей) и вплоть до современных технологий монолитного строительства (или вот здесь http://ailev.livejournal.com/911270.html интересный ролик о плетении деталей для Lexus'а из углепластикового волокна).
Важна и вторая составляющая технологии - тиражируемый и передаваемый на любое расстояние алгоритм воспроизведения скопированного объекта. Хотя и это "не ново под луной": пачка перфокарт для станка с ЧПУ выполняла эту же задачу. :)
Стало быть ключевым новшеством для additive manufacturing является универсальность "тонера" и дешевизна "принтера". Второе представляется более простой задачей.
Ответить Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
согласен. Но фишка этой технологии все же, на мой взгляд, в точности модели, привязанной к технологии производства - многослойного склеивания. Отсюда один шаг до "дубликаторов" (читайте Василия Звягинцева :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Точность копирования, конечно, фишка. Но, в принципе, копирование образцов характерно для любого промышленного (поточного, конвейерного, крупносерийного) производства. Меняется лишь степень точности.
Мне кажется, что ключевой экономический момент новой технологии состоит в том, что производство переносится максимально близко к заказчику и потребителю. Практически исчезает фаза доставки готовой продукции. Остается только доставка сырья ("тонера"). Логистика (склады, хранение, заказ, перевозка) упрощается, редуцируется к количественным показателям (объемы, килограммы и тонны "тонера").
И производство становится мелкосерийным. В идеале изготавливается только то количество продукции, которое нужно потребителю "здесь и сейчас". Причем парадоксальным образом это дает возможность изготавливать уникальную продукцию. Так же, как "print on demand" (печать по запросу) позволяет печатать экземпляры книги специально для данного конкретного читателя.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Побрюзжу "о словах". Аддитивное производство - на мой взгляд, это не "способ производства" (традиционный политэкономический термин), а просто "технология", способ изготовления материальных предметов.
Массовое распространение технологии additive manufacturing (послойное изготовление), конечно, может привести к смене способа производства, но не есть способ производства в экономическом смысле.
Ответить Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
а дубликатор будет таким новым способом производства?
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Про дубликаторы Звягинцева не скажу, поскольку не читал. Погуглил и нашел такую цитату: "дубликатор же, хотя и мог воспроизводить
органику, но только мертвую, например, консервы или фрукты". То есть автор закладывает некоторые ограничения (морального или технологического характера) для своего детища.
Хотя вот зубы, кости для протезов и фрагменты живой ткани уже сейчас клонируют, если я не ошибаюсь. И ничего... :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
так это ж http://itaka.stv.ru/ в 70е годы прошлого века писалось :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Захаров Павел
2 Декабрь 2013
Кружку-то напечатать можно будет, не сомневаюсь. Предметы, которые состоят из "мономатериала" могут и должны быть напечатаны! А вот насчет скрипки - это вряд ли. Оставлю пути для отступления - предположу, что "пока вряд ли". Струны надо будет печатать отдельно. :) По поводу льняного или хлопкового белья - думаю, проблема будет решаема: дело-то в свойствах, присущих тому или иному материалу, правильно? Следовательно, можно и это запрограммировать.
Ответить Ссылка 0
0
Прохожий
2 Декабрь 2013
Помечтать, оно конечно не только приятно, но и, в чём-то, даже полезно. Однако, особо не обольщайтесь. Ни одна экономика, в ближайшие лет сто от трёхмерной печати не то, что не рухнет, даже не пострадает. Чем будет заправлен принтер для печти трусов от Gucci? Я лично, предпочитаю хлопковые, или льняные. И как из этого материала можно НАПЕЧАТАТЬ? А как напечатать стальную, калёную деталь? Или деревянную?
Кое-что, конечно будут делать, но это так, ну, может быть новый вид услуг, не более того. Но, поживём - увидим.
Ответить Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
а я не согласен! трусы из тонкого кевлара - это круто и супербезопасно :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Трусы лучше "печатать" прямо на коже человека. :) А лучше просто напылять. Или облучать кожу так, чтобы модифицированные клетки нарастали в нужных местах. Ну или колонии бактерий с заданными защитными и гигиеническими свойствами.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
согласен - лучше. но принтер-то уже "печатает" и уже стоит не очень дорого. а то, о чем Вы пишете еще только прожекты (хотя нарастить в нужном месте - это прикольно :)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Руслан Ахметшин
2 Декабрь 2013
Революционный потенциал у производства не местах, конечно есть, но насколько он будет реализован?
Те же глиняные горшки, покупаем китайские, хотя можно лепить в домашних условиях.

Наверное, прежде всего рухнет сфера доставки запчастей...
Ответить Ссылка 0
0
Сергей Карелов
2 Декабрь 2013
Доставка запчастей конечно рухнет. Но рухнут также и многие производства. Ведь китайские горшки покупают потому что самим лепить в домашних условиях дороже выйдет да время жалко. Если же время не тратить и получать за копейки, то тут и китайцам ловить нечего .
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Vadim Barsukov
2 Декабрь 2013
Если прикапываться конкретно к горшкам (сосудам для воды и пищи), то использовать технологии аддитивного производства для их тиражирования - это стрелять из пушки по воробьям.
Решение задачи сохранения и перевозки отдельных порций жидких веществ лежит, скорее всего, в области разработки компонента, который способен уплотнять внешние слои жидкости или в разы усиливать ее силу поверхностного натяжения. Либо через катализатор, который при соприкосновении жидкости с воздухом провоцирует химическую реакцию, после которой жидкость твердеет. Перед употреблением добавляем "антидот". :)
Горшок без горшка. Природный аналог - замораживание/размораживание продуктов.
p.s. Понимаю, что здесь разговор не о горшках. :)
Ответить Родитель Ссылка 0